Ездить на вызовы некому, врачи бегут: Медицина обескровлена. Дальше – кома?
Новой горячей точкой на медицинской карте России стала Амурская область, где медики пожаловались на нечеловеческие условия работы. Руководство местной межрайонной больницы решило, что слишком много тратит на зарплаты сотрудников, и уволило всех совместителей. Первыми удар под дых почувствовали пациенты, когда стало некому делать обезболивающие уколы и выезжать на ДТП: медсестёр в стационаре катастрофически не хватает, а на 32-тысячный город теперь дежурит всего одна бригада скорой помощи. Подробности в материале Царьграда.
"Медицинские" скандалы продолжают сотрясать Россию. На этот раз горячей точкой стала Тындинская межрайонная больница в Приамурье, где 31 марта руководство выпустило приказы об увольнении всех совместителей, которые не согласны на снижение стимулирующих и компенсационных выплат. А таковых оказалось около 200 человек – то есть примерно треть от общего количества сотрудников. Большая часть пострадавших от этого решения – средний медперсонал отделения скорой помощи, роддома, детской поликлиники, сосудистого и хирургического отделений.
Умри на работе или живи на гроши
Работодатель уведомил медиков о новом положении оплаты труда, согласно которому они теряют в зарплате от 30 до 40 тысяч рублей, так как снижена оплата за ночные часы, стаж и категорию. Люди отказываются подписывать согласия, поэтому с 1 апреля за отказ работать за гроши с неугодных снято совместительство. И это не первоапрельская шутка. Персонал вынуждают работать на ставку, что равносильно нищете.
Коллектив хирургического отделения Тындинской больницы предупредили, что первыми нехватку медиков почувствуют на себе пациенты// Скриншот видеообращения медиков
Фельдшер скорой помощи Тындинской межрайонной больницы Екатерина Величко рассказала Царьграду, что за 20 лет в службе она и её коллеги всегда работали с совместительством на полторы-две ставки, потому что кадров не хватало. Чтобы выйти на нормативное количество бригад, руководство приветствовало переработки, иначе некому ездить на вызовы. А тут нашла коса на камень: совместители, которые отказались работать с понижением зарплаты, стали неугодными.
Я лично совмещала 1,5 ставки, в марте у меня было 18 дежурных смен. При таком графике я получала на руки в пределах 100 тысяч рублей вместе с "северными" прибавками. Если с меня снимут совместительство, останется всего 10 смен, а с учётом снижения выплат я получу за апрель 52 тысячи рублей, то есть вдвое меньше прежнего,
– рассказала Екатерина Величко "Первому русскому".
В Тынде, которая приравнена к районам Крайнего Севера, – это приговор. Все товары и продукты привозные, а значит, дорогие. Коммуналка тоже сильно подорожала. Ближайшая другая больница, в которой есть стационар, находится в 800 км от города – особо не наездишься. Выжить на одну зарплату крайне сложно, поэтому многие сотрудники, помимо совместительства, ищут подработку по месту кто массажистом, кто фармацевтом.
Екатерина Величко констатирует:
После новости о грядущем снижении зарплаты мои коллеги, которым есть куда ехать, собираются увольняться. А что делать таким, как я, кто родился в Тынде? У меня все родственники тут, они приехали строить БАМ, и мне даже поехать некуда за лучшей долей. Нас вынуждают здесь либо умирать на работе, либо жить на копейки – вот и весь выбор.
В прокуратуру ушло письмо о нарушении трудовых прав сотрудников больницы и катастрофической нехватке кадров//Скриншот обращения профсоюза "Действие"
"Город просто убивают"
Кстати, супруг Екатерины работает водителем скорой помощи, а по совместительству является председателем местного отделения профсоюза медработников "Действие". По словам Андрея Величко, ещё год назад, работая на ставку, он получал на руки всего 43 тысячи рублей. Однако в апреле прошлого года окладная часть была повышена, и водителям скорой в Тынде стали выплачивать по 69 тысяч рулей на ставку. А теперь руководство больницы спохватилось – мол, слишком жирно выходит, поэтому хотят всё откатить к прошлогоднему уровню до повышения.
Говорят, они неправильно сделали, что одновременно с поднятием окладной части не понизили нам стимулирующие и компенсационные выплаты. "Ошиблись" в нашу сторону, и мы вдруг стали много зарабатывать. Теперь у больницы большая кредиторская задолженность, так что на хорошие зарплаты нет денег. По их логике мы должны были после повышения получать столько же, сколько и до. Вот такая занимательная математика,
– рассказал Андрей Величко Царьграду.
Мэр Тынды провёл совещание с руководством больницы. Конечно же, по отчётам чиновников "ситуация на контроле", а больница работает "в штатном режиме". Только не всё так гладко. Ежегодно население города сокращается на 1000-1500 человек. А если медикам снизят зарплаты, этот процесс только ускорится – люди бегут.
По моим данным, в этом случае уедут как минимум четыре доктора. Это специалист по КТ, хирург, травматолог и инфекционист. Зачем им наша Тында, если здесь перестанут нормально платить? Обидно, что город просто убивают. Президент пытается вдохнуть жизнь в Дальний Восток, а на местах получается что-то не то,
– подытожил Андрей Величко.
Пациенты уже жалуются, что остались без медицинской помощи//Скриншот с ВК-сообщества "Профсоюз медработников "Действие"
"От боли не знала, куда себя девать"
Безусловно, ситуация требует немедленного вмешательства надзорных органов, поэтому в прокуратуру направлено обращение с требованием провести проверку. У беззакония в адрес медиков есть и другая сторона медали – это пациенты. Работники хирургического отделения записали видеообращение и предупредили, чем грозит 32-тысячной Тынде ноу-хау руководства больницы. Сложилась, говорят они, очень тяжёлая ситуация, а со стороны администрации идёт давление:
В отделении уже давно острая необходимость в медперсонале, поэтому сотрудники вынуждены работать с удвоенной нагрузкой. Нехватка медперсонала приведёт к тому, что пациенты не смогут получить квалифицированную медицинскую помощь.
И это уже происходит. Так, ночная смена в роддоме прошла в критическом режиме: родильное и послеродовое отделения, приёмный покой, отделение патологии остаются без среднего медперсонала – только врач и санитарка. Днём роды принимала тоже сокращённая команда – врач и акушерка без помощи санитарки.
В акушерском отделении всего одна врач-неонатолог, которая трудится за четырёх врачей без выходных, а теперь осталась в некоторые смены без медсестры. Скоро Тында рискует остаться вообще без неонатолога, потому что такой нагрузки не выдержит никто.
Пациентки роддома рассказали, что из-за увольнений среднего медперсонала в ночную смену некому работать. Одна из женщин пожаловалась – когда вечером у неё заболел рубец, делать болеутоляющий укол оказалась некому:
Всю ночь промучилась, и только к восьми утра мне сделали укол, когда медработники пришли. От боли не знала, куда себя девать. А ещё нужно и ребёнка кормить каждые три часа. Из-за швов нельзя сидеть, с такой болью ходила и кормила ребёнка!
Пациенты жалуются, что им приходится самим покупать антибиотики в стационар. А так как больница одна на всю округу (ближайшая, как уже упоминалось, в 800 км!), лечиться приходится по тем правилам, которые диктует "монополист".
Скорая – больше не скорая
Кроме того, ещё до снижения зарплат медикам произошла показательная история. Как рассказала жительница посёлка Юктали (входит в Тындинский муниципальный округ), в марте из-за отсутствия врачей её ребёнку не смогли оказать помощь ни в поселковом филиале больницы, ни в самой Тынде. Банальная соринка в глазу оказалась непосильной задачей, так как не было ни окулиста, ни хирурга. Маленькому пациенту помогли в итоге в медпункте на вокзале. А что будет после массового "секвестирования" зарплат?
Тревожная ситуация и на скорой помощи. Если раньше за счёт того, что фельдшеры брали совместительство, в смену работало три-четыре бригады (хотя даже это не покрывает норматив!), то теперь осталась одна-две. В последнюю ночь перед сокращением в Тынде произошло крупное ДТП с шестью пострадавшими, и если бы не три работавшие бригады, случилась бы беда.
Вместо норматива в 20 минут скорая порой приезжает через несколько часов// Фото: globallookpress.com © Elena Mayorova
Пока третья бригада моталась с вызова на вызов, две другие сумели оказать помощь пострадавшим в аварии. А вот в следующую ночь дежурила уже одна машина. Чисто физически одна бригада не сможет обслужить больше 10-12 вызовов. Что, если их будет больше? А такой день неминуемо настанет. Ответ прост: к кому-то скорая будет ехать очень долго, а может быть, приедет уже констатировать смерть.
По новому апрельскому графику, 17 из 30 вечерне-ночных смен предусматривают дежурство всего одной бригады. Если в такие ночи случится одновременно два вызова, и на втором из них пациенту, например, потребуется реанимация, скорая помощь к нему не успеет.
Медицинская служба – это не фастфуд и не супермаркет
Впрочем, подобное может случиться и в дневные смены, укомплектованные теперь двумя бригадами. Для района, где скорая может быть отправлена на вызов за 50-100 км, это поистине убийственный график. Для понимания: по нормативам Минздрава на территорию с почти 32 тысячами жителей и радиусом обслуживания в 50 км рекомендуется пять-шесть бригад скорой помощи. Но больничное начальство в Тынде решило сэкономить на зарплатах и с 1 апреля отказало всем "скоровикам" (как и их коллегам из других отделений) в продлении договора совместительства.
В других регионах руководство больниц нередко готово выводить сотрудников на линию даже на условиях повышенной оплаты за сверхурочную работу, понимая, что экстренная медицинская служба – это не фастфуд и не супермаркет, это спасение жизней людей. А здесь работники пишут заявления на продление трудовых договоров, готовы работать на прежних условиях, но работодатель им отказывает,
– прокомментировал ситуацию сопредседатель межрегионального профсоюза медиков "Действие" Андрей Коновал.
В результате будут расплачиваться жители города и Тындинского района, нуждающиеся в неотложной и экстренной помощи – кто-то своим здоровьем, физическим страданием, а кто-то, возможно, даже жизнью.
При этом главный врач больницы Андрей Козлов весьма своевременно в конце марта убыл на какую-то учёбу, оставив вместо себя врио. В случае возбуждения уголовных дел в связи с возможными трагическими последствиями из-за неоказания учреждением скорой медицинской помощи, видимо, врио, согласовавший изменение графика, и будет нести ответственность,
– уточнили в профсоюзе.
Пострадают все
Массовое сокращение совместительства поставило Тынду в критическую ситуацию: младшего медперсонала стало в пять раз меньше, чем требует норматив, а на 32 тысячи жителей осталась одна бригада скорой. Обескровлены и другие ключевые подразделения: в хирургии и роддоме послеоперационных пациентов и рожениц некому обрабатывать. В больнице огромный дефицит кадров, но тем, кто не захотел продлевать договор на дискриминационных условиях, отказали в совместительстве. Под угрозой оказание медицинской помощи 32 тысячам жителей города и прилегающих территорий.
Но катастрофическая ситуация складывается не только в Тынде. В районной больнице одного из сибирских регионов в рамках "оптимизации" уволено около 300 врачей, медсестёр и санитарок. Кадров не хватает, и это напрямую сказывается на пациентах. Оставшиеся медики рассказывают, что, когда были сокращены "лишние" операционная сестра и сестра-анестезист, а на дежурстве осталась только одна бригада, это привело к задержке экстренных операций до пяти часов. Со слов медиков, этот эксперимент закончился гибелью пациента – только после трагедии вторую бригаду вернули на дежурство.
По всей стране закрывают "нерентабельные" роддома. Из-за дефицита медицинских кадров в ряде регионов увеличилось время доезда скорой помощи. Вместо 20 минут ожидание в некоторых случаях растягивается на часы. "Скоровики" массово увольняются из-за гигантских перегрузок и несправедливой зарплаты, как это произошло в Челябинской области, где сразу 35 фельдшеров поставили руководству ультиматум. Если система не агонизирует, тогда что это?
Напомним, в феврале 2025 года министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил о нехватке около 23,3 тысячи врачей и 63,6 тысячи медработников среднего звена. Минздрав намерен закрыть кадровый дефицит с помощью выпускников медицинских вузов, для которых планируют ввести обязательную отработку после учёбы (с правом выбора региона и места работы при наличии вакантных мест).
Всё вышеперечисленное – это проявление системного кризиса в здравоохранении. Категорическое нежелание уйти от страховой модели медицины, которая сжирает огромное количество денег на содержание совершенно ненужных страховых компаний, которые и страховыми-то назвать очень тяжело,
– заявил в беседе с Царьградом профессор, доктор медицинских наук Вячеслав Шафалинов.
По мнению эксперта, то, что выпускники медицинских вузов, которые обучались на бюджетном отделении, должны отрабатывать на государство, это совершенно логичная идея – так происходит везде. А вот низкие зарплаты – это проблема.
Современное здравоохранение совершено неэффективно. И дело не только в страховой модели медицины, но и в огромных бюрократических заморочках, которых раньше не было. Поэтому врачи и увольняются. Кто в такой системе будет работать из нормальных людей?
– подчеркнул Шафалинов.
Что с того?
Оскал страховой медицины в действии: сначала врачей загоняют в кабалу с переработками, а потом закручивают гайки и вынуждают работать за гроши, экономя на их зарплатах. Так они кто – спасатели или заложники?
Когда загнанная лошадь отказывается дальше тащить непосильную ношу, её не кормят и не дают отдохнуть, а просто лупят "административной палкой". В заложниках у "оптимизаторов" от здравоохранения в итоге все мы. Потому что, если экономить на врачах, в конечном итоге пострадают пациенты.
Здравоохранение требует срочных реформ, пока дефицит медиков не достиг необратимого уровня. Для пациентов это значит только одно – путь в один конец. Есть надежда, что после вмешательства прокуратуры права тындинских медиков будут восстановлены, но проблема системная. Если она и решится, то не ранее 2027 года, когда в России планируют ввести новую систему оплаты труда медиков, уравняв зарплаты в регионах. Дожить бы.